Интересные фантазии возникают иногда у людей... К примеру, VII веков назад Dante Alighieri в своей «Комедии» описывал, среди прочего, человеческие типажи, не выбравшие при жизни сторону меж добром и злом. За эту, очень специальную разновидность греха, после смерти, они наказаны презрением и отвержением как рая так и ада. Более того, - Dante описывает это особое место, наполненное такими специфическими грешниками, как место обитания не только, собственно людей, но и ангелов со сходным «пороком». Не заняв определённо сторону в борьбе сил света с падшими собратьями, они вперемешку с людьми влачат жалкое и позорное существование в преддверии ада (Antinferno), куда им нет доступа. Описывая этот психологический тип, Dante называет его представителей «ленивыми» (вялый, медлительный, малодушный). Они «...никогда не имели и не высказывали собственных идей и всегда приспосабливались к массе, к идее сильнейшего.» «...Печальные души тех, кто будет жить без позора и без похвалы ». «...которые никогда не были живы» -------------------------------------------------------------- Inferno III, 22 – 69 По эту сторону Ахерона. Ничтожные -------------------------------------------------------------- перевод, Ольга Седакова **** Там вздохи, плач, истошные вопли сотрясали беззвездный воздух так, что я не мог от этого не заплакать. Разные языки, чудовищные наречья, слова страданья, выкрики гнева громкие, тихие голоса, хлопки ладоней соединялись в гул, вертящийся кругами в неизменяемо темном пространстве, как песок, захваченный ураганом. И я, с головой, которую опоясал ужас, вскрикнул: «Учитель, что это - то, что я слышу? И кто эти люди, как будто уничтоженные мукой?» И он мне: «Эту жалкую участь обрели убогие души тех, кто прожил без похвалы и без порицанья. Они смешались с несчастным хором ангелов, которые не восстали но и не остались с Господом: отошли в сторонку. Небо их отвергает, чтобы краса его не померкла, и глубокий ад их не принимает, чтобы грешники рядом с ними не загордились» И я: «Учитель, что же так мучит их, что они так вопят и стонут?» он ответил: «Скажу тебе кратко. Надеяться на смерть они не могут, а слепая жизнь их так ничтожна, что им завидна любая другая участь. Памяти о них не останется в мире. Милость и справедливость гнушаются ими. Довольно же о них. Посмотрел – и мимо». И я, вглядевшись, увидел некое знамя: оно, кружась, неслось, как шальное, не пробуя хоть где-нибудь остановиться; и за ним – такие длиннейшие толпы народу, что я и подумать не мог, что смерть уже со столькими свела счеты. Опознав сначала кого-то из них, затем я разглядел и узнал того, кто из малодушья сказал великое «Нет». Тут я понял, и не усомнюсь, что это секта никчемных, мерзких и Богу, и его супостатам. Эти горемыки, никогда не побывавшие живыми, неслись нагишом, отмахиваясь от укусов слепней и ос, которые их облепили. Кровь, размазанная по лицу, мешаясь со слезами, скатывалась им в ноги и там ее поглощали черви. -------------------------------------------------------------- Впрочем, если отвлечься от Данте и его представлений о рае и аде, то идея существования мифических сил (в «Божественной комедии» - ангелов), не примкнувших ни к одной из сторон и возможно вообще выбравших идти каким-то своим путём, почему-то всегда вызывала у меня неподдельный интерес... рисунок Federico Zuccari - La porta dell'Inferno

Теги других блогов: лень грех Комедия Данте